Весёлые капустники. Сценарий фольклорного осеннего праздника «Капустные посиделки»

Вед.1. Здравствуйте, гости званые и желанные.

Вед.2. Чайку откушать да частушки послушать, милости просим на наши посиделки.

Вед.1. В эти дни все чаще вспоминаются строки, посвященные осени:

Октябрь наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей…

Вед.2. Сегодня наши посиделки посвящены осени, приметам и праздникам этого времени года.

Вед. 1. А кто из вас, ребята, знает, что такое посиделки? Когда они проводились и что собой представляли?

Следуют ответы ребят.

Вед. 2. Конечно, сейчас на дворе 21 век, и наши посиделки отличаются от тех, что происходили в 18-19-20 веках. Но, как и тогда, вы сегодня пришли не с пустыми руками: пироги и блины, осенние букеты и поделки, книжки- малышки принесли вы с собой.

Как и на посиделках мы будем не просто сидеть, а соревноваться в умении скороговорки говорить, песни и частушки петь, в народные игры играть. А за участие будете получать сушку.

Вед.2. Узнали ребята народные пословицы об осенних месяцах? А какие пословицы об осени знаете вы?

Команды предлагают свои пословицы и поговорки об осени.

Вед.1 А теперь проведем конкурс на знание высказываний об осени. Я читаю начало пословицы или поговорки, а вы догадайтесь, как она заканчивается.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – (капустой)
В октябре до обеда осень, а после обеда (зима)
В октябре на одном часу и дождь и (снег)
Плачет октябрь холодными (слезами)
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке (подбирайся)
Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за (плетень).

Вед.1. Молодцы ребята, пословицы об осенних месяцах знаете. А как вы их понимаете, попробуйте объяснить значение некоторых из них.

Вед.2. С пословицами справились, пора и загадки загадывать. Ведь каждый день, месяц жизни –это уже загадка, а что уж говорить о природных явлениях.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает,

Одним проходу не дает, других он подгоняет (ветер)

Мешено, квашено, валено, на стол поставлено. (хлеб)
Все мрачней лицо природы, почернели огороды, оголяются леса, молкнут птичьи голоса, мишка в спячку завалился, что за месяц заявился? (октябрь)
Что в хлебе родится, а есть не годится. (василек)
Одна нога и шапка, а головы нет. (гриб)
Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (слива)
Две сестры летом зелены, а к осени одна чернеет, а другая краснеет (смородина)

Молодцы ребята, а теперь попробуем справиться с загадками, которые нашли вы.

Ребята загадывают свои загадки.

Вед.2. Осень отмечена не только пословицами и загадками, но и народными приметами, которые помогали предвидеть, какая же будет зима или весна. А какие народные приметы, связанные с осенью знаете вы.

В октябре луна в кругу – лето сухое будет.
Гром в октябре – зима бесснежная.
Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.

Вед.1. Что ж, пословицы вспомнили, загадки загадывали, но что за посиделки без частушек.

Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь,

Как музыка заиграет, не могу я усидеть.

Кто лучше и больше частушек знает, выходи.

Конкурс частушечников.

Вед.1. На осень приходилось много праздников и обрядов.

Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на засолку, закваску, устраивали посиделки с капустными угощениями. А как вы думаете, почему капуста именно так называется?

Она похожа на голову, а по латыни «голова» – капут, вот и пошло название.

Вед.2. С давних пор капуста – народная любимица. Много блюд готовили из нее, и вы теперь должны написать названия блюд с применением капусты. Кто больше напишет, тот и победил.

В 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот ночью на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею и Епифанию, отличавшимся святостью, привиделась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородицы стояла в воздухе и молилась за спасение города. Затем простерла над собравшимися в храме свой покров (покрывало), как бы защищая страждущих. Видение вскоре исчезло, а враг снял осаду и отступил.

Вед.2. День Покрова совпадал с самым обеспеченным временем в жизни крестьян. С полей все убрано, хаты начинают топить по-зимнему. Играют свадьбы и устраивают посиделки. Собирали зерно, муку, пекли пироги и блины. Пели песни и играли в игры.

Давайте и мы сыграем в игру.

. «Вытолкни из круга». На полу мелом чертится круг, в который приглашаются 2 мальчика. Прыгая на одной ноге, держа руки на боках, они должны вытолкать друг друга за черту.

Веревочка. Завязывать узелки.

Вед.1. 27 Октября – это день Параскевы Пятницы (кстати, часовня посвящена ей). Она родилась в 3 веке в городе Икония, как раз в пятницу, а ее родители почитали этот день, поэтому и назвали ее Параскевой, что с греческого переводится как пятница. В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства. В этот день не работали, но можно было шить. Вы же тоже потрудились дома, приготовив поделки и букеты. Представьте их всем гостям.

Представление букетов и поделок.

Вед.2. Краски, как много красок использует осень, украшая природу. Золотая осень, прекрасная пора, очей очарование – говорим мы об осени. А какие стихи посвящали ей поэты, перечислить невозможно. Давайте проведем конкурс чтецов стихов об осени.

Конкурс чтецов.

Вед.1. Осень – великолепный художник, умеющий разукрасить даже серое, превратив его в яркое и красочное. А давайте представим, что вы тоже художники, какой бы вы изобразили Осень.

Вед.2. Да, руки у вас золотые, потрудились вы сегодня на славу, пора и чаю попить и пирогов отведать.

На столе у вас пироги, пышки и ватрушки,

Так давайте же нальем чай скорее в кружки.

Чаепитие, а затем проводятся различные игры «Ручеек», «Плетень» и т.д.

Народные посиделки с веселой работой и активным отдыхом.

Текст приглашений:
Уродилась у меня капуста густо.
Приглашаю всех соседей на «капустник»!
За работу вам весельем отплачу
Да с капустой пирогами угощу!
Семеновна.

На пути к горнице посетителей встречают девушки в народных костюмах.

1-я. Здравствуйте! Вы к Семеновне на капустник?
2-я. Тогда пойдемте, она помощников уж давно дожидается!

Ведут посетителей к горнице, где звучат народные наигрыши. Перед входом в горницу установлены ворота с кольцом-стукальцем. Девушки стучат кольцом о ворота.

1-я. Семеновна, отворяй ворота!
2-я. Народ на помочи пришел, тебе пособить капусту порубить!

Музыка смолкает.

Семеновна. Бегу, бегу, отворяю! (Распахивает ворота.) Дорогим гостям и ворота настежь! Здравствуйте, помощники долгожданные! Проходите в избу да за стол по лавкам садитесь!

Гости рассаживаются на лавки с двух сторон длинного стола.

Вот и помощники пришли, все по лавкам сели.
Лишь Семена моего словно волки съели!

Раздается шум за воротами, они распахиваются, и появляется Семен с кочаном капусты.

Ну, Семен мой милый, где тебя носило?
Где с капустою мешки? Отвечай, любимый!
Семен (почесав затылок) . Я врать, ты знаешь, не мастак.
Дело, в общем, было так…

Девушки выносят сундучок с лубочными картинками, растягивают большую цветную шаль - это ширма, из-за которой появятся картинки.

В общем, этак дело было:
Сел на нашу я кобылу,
В поле быстро поскакал… (На картинке скачет лошадь, запряженная в телегу, на телеге мужик, машущий хлыстом.)
Там капусту посрубал… (На картинке мужик машет топором на поле с капустой.)
Нагрузил полну телегу,
Еле еду, еле еду… (На картинке идет лошадь, запряженная в телегу, полную капусты.)
Тут мне навстречу мужичок,
На плече его мешок,
Да какой-то не такой,
Я б сказал, что как живой!
Оказалось, в мешке пес.
Мужик топить его понес:
Старый стал, мол, и не лает,
Дом совсем не охраняет. (Мешок стоит у ног мужичка, из него выглядывает пес.)
Я Барбоса пожалел,
Себе забрать его хотел.
Да мужик тот не дурак,
Отдал мне, но не за так… (На рисунке на телеге остается половина капусты.)
Погрузил я пса в телегу,
Еду дальше, дальше еду! (На рисунке лошадь везет телегу, на ней мужик с хлыстом, половина капусты, пес.)
Глядь, и снова мужичок,
На плече его мешок.
Да какой-то не такой,
Я б сказал, что как живой! (На рисунке мужичок с мешком на плече.)
Оказалось, в мешке кот,
Мужик топить его несет:
Старый стал, мышей не ловит,
Хозяйке песен не поет. (Мешок стоит у ног мужичка, из него выглядывает кот.)
Я котейку пожалел,
Себе забрать его хотел.
Да мужик тот не дурак,
Отдал мне, но не за так… (На рисунке пустая телега.)
Погрузил кота в телегу,
Еду дальше, дальше еду! (На рисунке лошадь везет телегу, на ней кот, пес и мужик.)
На телеге стало пусто,
Променял я всю капусту.
Лишь один кочан случайно… (показывает на кочан)
Остался там нечаянно.
Семеновна (поставив руки в боки) . Сердобольный ты мой Сенечка!
Ох, побила б я тебя хорошенечко!
Чтобы было тебе пусто!
Променял, дурень, капусту! (Подходит к ширме. Из-за нее показываются кот и пес (мягкие игрушки), ластятся к Семеновне.)
Ну и что мне с вами делать?
Знаю! Марш тогда за дело!
(Коту.) Ты, кот, мышей ловить!
(Псу.) Ты, пес, дом сторожить! (Берет куклу и вручает Семену.)
(Семену.) А тебе, муженек разлюбезный (загибая пальцы на руке) , воды, дров наносить, тесто замесить, затопить печь, чтобы нам пироги испечь, для начинки этот кочан нарубить мелко, вот тебе и дело, а не безделка! А пока ты справляешься, я гостей развлекать стану, раз уж капусты не осталось и им работы не досталось!

Девушки убирают платок и сундук. Семен кладет кочан, уносит кота и пса.

(Достав тарелку с жареными семечками.) Ну, гостюшки, слушайте внимательно:
Тетка Федосья -
Прирастрепаны волосья -
Красила колосья,
На березе листья,
На рябине кисти.
Кто эту тетку знает,
Пусть угадает!
Верно, то осень!
Угоститься просим! (Угощает семечками.)

Возвращается Семен, берет нож, режет кочан на разделочной доске на четыре части, затем сечкой в корыте рубит.

Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана.
Кто эту Матрешку знает, пусть угадает!
Верно, то капуста!
Вот, чтоб в кармане не было пусто! (Угощает семечками.)
Слово «капуста» пришло из древнего Рима, в переводе значит «голова». А как раньше у нас в народе уважительно капусту называли, важно величали? (Барыня огородная.)

Ответивших Семеновна угощает семечками.

Бывало, некоторые хозяева вокруг капустных гряд на колья старые лапти развешивали: по поверью, это капусту от червей да мошек охраняло. А вот для чего иные хозяйки кочаны, растущие на грядах, горшками да рогожками при­крывали? (Чтобы капуста отбеливалась, лист становился более нежным.)
Издавна на Руси по осени капусту запасали впрок, чтобы до лета хватило. Начинали заготавливать капусту с право­славного праздника - Воздвиженья. А когда этот день? (27 сентября.)
Люди говаривали: «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет. На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца».
С Воздвиженья начинались капустники, капустные вечеринки. Продолжались они две-три недели. Хозяйки приглашали на эти вечеринки своих подруг и соседок помочь нарубить капусты на зиму, так как солили ее в каждом доме много и одному большой припас в одиночку сделать было трудно. А чем раньше измеряли количество квашеной капусты? (Ушатами.)
Капусту рубили сечками в деревянных корытах. В каждом доме имелось такое особое корыто, которое ни для чего другого уже не использовалось. Капусту мяли с солью, затем тщательно толкли деревянными пестами. Для чего толкли капусту? (Чтобы она пустила сок и соль быстрее растворилась.)
По своему качеству кислую капусту разделяли на серую, полубелую и белую. Серая капуста шла в основном на щи, полубелая съедалась в постные дни с квасом или постным маслом, белая подавалась и на праздничный стол. В серую капусту при засолке клали только соль, в полубелую и белую добавляли пряности. Скажите, из какой части кочана рубилась серая капуста, из какой полубелая, из какой белая? (Серая рубилась из одних верхних зеленых листьев, полубелая - из всего кочана, белая - только из внутренних белых, круто свернутых листьев.)
Подготовленную капусту укладывали под гнет в ушаты, кадушки, бочки. Емкости под капусту делали чаще из березы, но никогда из ели и сосны. Почему? (Эти породы дерева выделяют смолу, могут испортить продукт.)
Когда на вечеринке вся капуста была засолена и убрана, в доме накрывался стол с закусками, устраивалось гулянье. На капустной вечеринке могло завязаться и знакомство молодой соседки с хозяйским сыном, а там, глядишь, и свадебка, а за ней и детки. Спросят подрастающие детки у маменьки: «Где нас взяли?» Что им говорят на это в ответ? (В капусте нашли, т. к. маменька с тятенькой когда-то на капустной вечеринке познакомились.)
Семен (подносит емкость с нарубленной капустой и пест, капустную кочерыжку незаметно кладет в корзинку Семеновны) . Вот начинка на пирог,
Но я капусту не толок.
Подай-ка не для скуки
Гостям толкушку в руки! (Подает все Семеновне.)
Семеновна (принимая) . Я подам, так уж и быть.
А ты куда?!
Семен. Тесто месить!
Семеновна (заглядывает в капусту) . Ой, Семен, постой!
Это кто еще такой? (Достает бутафорского комара.)
Да никак комар последний,
И гляди, какой большой!
Семен. В капусту пал и не шевелится…
(Забирает комара.) Положу его на печь, может, отлежится? (Уносит.)
Семеновна. Семен, наказанье мое! Пса привез, кота привез,
Комара - и того на печь понес!

Раздается звук гармони, у ворот с песней появляется фольклорный коллектив.

Участница коллектива. Семеновна, встречай еще соседей на помочи! (Открывает ворота.)
Участники коллектива. Слышали мы, что вы капусту рубить собираетесь, вот пришли к вам в помощь на вечерку!
Семеновна. Здравствуйте, соседушки! Пожалуйте в избу!
За столом уж тесно,
А на лавках по избе еще полно места.

Участники коллектива рассаживаются по лавкам.

Скажу сразу, вам капусты рубить не досталось.
Только лишь веселиться осталось!
Вот гармонист впору явился, ему как раз работа есть: гости за столом сейчас станут капусту толочь, а он пусть им «Барыню» подыгрывает!
Сейчас, помощники, каждый из вас 7 раз толкушкой по нарубленной капусте ударит и кадушку следующему передаст. Напротив кого из вас гармонист играть перестанет, тому придется в поговорке словечко досказать, а уж коли не доскажет - штраф платить будет: под стол полезет козой блеять! (Гармонисту.) Ну, гармонист, заводи!

Играет гармонь, гости толкут капусту, досказывают поговорки.

Поговорки.
Для чего огород городить, коли… (Капусты не садить.)
Капуста, не будь голенаста, а будь… (Пузаста.)
Капуста не пуста, сама летит… (В уста.)
Премудрость во щах, а вся сила… (В капусте.)
Без капусты и щи пусты, и живот… (Не живет.)
Щей поел - словно… (Шубу надел.)
Хлеб да капуста лиха… (Не допустят.)
Август пахнет медом, а сентябрь - капустными… (Пирогами.)
А вот когда у нас здесь пирогами запахнет? Семен!
Семен. Аюшки?
Семеновна. Уж ты мой заюшка! Скоро ли пироги-то поспеют?
Семен. Печь топится, квашня пыхтит, тесто из квашни бежать просится! Еще чуток, и мы с девками пироги стряпать начнем!
Семеновна (достает корзинку) . Раз пироги не готовы, станем дальше веселье разводить! Вот корзинка с разным задельем, раздам всем - кому что достанется!

В корзинке еловые шишки, камушки, рябиновые веточки, капустная кочерыжка.

У кого камушки-гладышки? Вам, гостюшки, четко скороговорки говорить, да не просто, а с конфетами за щеками!

Раздает каждому гостю тексты скороговорок и по 2 больших круглых леденца.

Тексты.
На помощь! На помощь! Не втащить в помещение ямщику ящик и не вытащить. Не вытащить и не втащить!
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру!
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить, не перевычеботарить!
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Феофан-болван молоко взболтал, перевыболтал.
Проснись, чудо горохово! Прикати грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова!
Босой Сеня косит косой сено. Привез Сеня на возу стог сена. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Морковка сладкая - самому речистому! (Вручает морковку тому, кто лучше других сказал скороговорку.) У кого из вас, гостюшки, ветки рябиновые? Вам частушки петь звонко!

Гармонист задает мелодию частушек, Семеновна раздает их тексты. Исполняются частушки.

Морковка сладкая - самому певучему! (Подает тому, кто лучше всех исполнил частушку.) Гостюшки, у кого из вас шишки еловые? Вам - «русского» плясать, да с коленцами! (Показывает, как пляшут.) Выходи на круг! (Гармонисту.) Давай, разводи меха!

Гармонист играет, гости пляшут.

Морковка сладкая - лучшему плясуну! (Вручает тому, кто лучше всех плясал.) А кому из вас капустная кочерыжка досталась? Так вам всех веселей! Сейчас зайчиком скакать станете!

Проводится игра. Участники коллектива поют, «зайчик» выполняет все, о чем поется.

Участники коллектива. Заинька, попляши, серенький, попляши,
Так и этак попляши, так и этак попляши!
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,
Так и этак топни ножкой, так и этак топни ножкой!
Заинька, покружись, серенький, покружись,
Так и этак покружись, так и этак покружись!
Заинька, не ленись, серенький, не ленись,
Кого любишь - поклонись, кого любишь - поклонись!
Больше не балуйся, лучше поцелуйся! («Зайчик» целует выбранного в щечку и подает ему кочерыжку.)
Ну-ка, зайка, боком, боком, по-за нашим огородом!
Не обижайся, впредь не попадайся! («Зайчик» выскакивает из хоровода и выходит из игры. Выбранный становится новым зайчиком, игра начинается снова.)
Семеновна. Вот этот заинька лучше всех скакал, морковку сладкую заработал!
Участники коллектива. Семеновна, может, мы еще капустку завьем?
Семеновна. Давайте, да все вместе!

Фольклорный коллектив проводит игру «Завиванье капустки».

Участники коллектива. Завивала я капусточку, завивала я капусточку.
Вейся, вейся, капусточка, завивайся, тугой кочашок!

Эти строчки припевки повторяются раз за разом до той поры, пока все не завьются по спирали. Все становятся в цепочку и берутся за руки. Тот, кто оказался впереди, ведет остальных под поднятыми руками двух последних игроков. Когда все проходят, предпоследний игрок, увлекаемый впередистоящим партнером, поворачивается к последнему игроку спиной. При этом его левая рука вместе с правой рукой заднего игрока оказывается на правом плече. Затем все проходят под руками второго и третьего от конца игроков и так до тех пор, пока вся цепочка не «заплелась».

Развивала я капусточку, развивала я капусточку.
Развивайся, капусточка, развивайся, тугой кочашок!

Раскручивание хоровода идет в обратном направлении, припевка повторяется раз за разом, пока все участники не станут в один ряд.

Семеновна, а мы еще походочку не показывали!
Семеновна. Ну, повыхаживайтесь!

Фольклорный коллектив проводит игру «Покажи походочку». Количество желающих играть берется равное количеству участников коллектива, чтобы образовать пары. Выстраиваются в «коридор» две цепи игроков, одна против другой, на расстоянии примерно 3 м в начале цепей и 4-5 м в конце, чтобы всем, кто сидит по лавкам, был виден показ походочек. Игроки в цепях стоят так, что против каждого впервые играющего стоит участник фольклорного коллектива, который начнет изображать требуемое по песне действие, а играющий - за ним повторять.

Участники коллектива. Летал, летал воробейко, летал, летал молоденько
Вдоль чистого поля, вдоль чистого поля.

В центр «коридора» в начале цепей сходится первая пара игроков.


Как девицы ходят, как девицы ходят.

Пара идет вдоль коридора, изображая походочку девиц.


Так девицы ходят, так девицы ходят!

Каждый игрок встает в конец своей цепи, остальные игроки продвигаются на 1 шаг вперед к началу цепи.

Скажи, скажи, воробейко, скажи, скажи, молоденько,
Как солдаты ходят, как солдаты ходят.

Проход по «коридору» с показом походочки.

Они этак и вот этак, они этак и вот этак,
Так солдаты ходят, так солдаты ходят!

Встают в конец цепей, остальные продвигаются вперед. Аналогично исполняются куплеты с упоминанием, как ходят бояре, молодцы, старухи, младенцы, пьянчужки, медведи, гусята, зайчишки, лисички и т. д. Появляется со скорбным видом Семен, несущий бутафорского комара.

Семеновна. Что ты, Семушка, невесел?
Что головушку повесил?
Никак пироги в печи не доглядел, сжег?
Семен. Пироги из печи уж достаны.
А наш последний комар помер. Лежал на печи, да не отлежался!
Семеновна. И ладно дело, докучать больше никому не станет!
Семен. Глупая ты баба, Семеновна! Комар помер - это значит, что еще одно летичко красное прошло, пробежало, закончилось, потому и тоска за душу берет!
Участники коллектива. Последнего-то комара по старому обычаю следует хоронить!
Семеновна. Вот вам его и отпевать!

Фольклорный коллектив проводит «похороны комара». Все куплеты поются на один манер.

Участники коллектива (медленно) . Сел комарик на дубочек, на зелененький листочек.
(Быстро.) Сел комарик на дубочек,
На зелененький листочек.
(Со значением.) Сидит!
Налетела черна буря
И комарика содула.
Пал!
Он лежит и еле дышит,
Ручкой-ножкой не колышет.
Лежит!
Прилетели тут две мухи
И комарика под руки
Повели!
Прискакали тут две блошки
И комарика за ножки
Понесли!
В бане парили, и мыли,
И к обеду уходили.
Угорел!
В черной бане обмывали,
В белый саван одевали.
Сдох!
Схоронили при дороге,
Видно руки, видно ноги.
Весь на виду!

По ходу текста выполняются игровые действия с бутафорским комаром. Роли дуба, бури, мух, блошек, бани исполняют участники коллектива. В конце песни комар укладывается на шаль, как на носилки, и выносится за ворота.

Семеновна. Уйму дел переделали, разве только еще все вместе песен не пели.
Участники коллектива. А мы сейчас споем!

Фольклорный коллектив исполняет старинную песню, затем предлагает всем вместе исполнить знакомую многим песню «Коробушка». Пока гости поют, Семен с девушками выносят на стол самовар, подносы с чашками, тарелки с пирогами.

Семен (к Семеновне и гостям) . Женушка дорогая и вы, гости званые, играми да плясками сыты не будете. Пока вы веселились да пели, пироги капустные поспели!
Семеновна. Приглашаем всех пирогов с капустой отведать да чайку из самовара испить!

Гости за столами пьют чай с пирогами, фольклорный коллектив тоже усаживается во втором ряду от стола. Пока гости угощаются, коллектив успевает исполнить еще несколько песен под гармонь.

Не удалось мне сегодня, гостюшки, за отсутствием капусты, вас своей отменной закуской угостить. Но уж рецептом ее, так и быть, похвалюсь. Коли захотите, сами сделаете да дома и отведаете!

Раздает присутствующим рецепты капустной закуски «Семеновна», оформленные в виде бумажных скруток, перевитых узенькими зелеными ленточками. Текст: «Приготовить блинное тесто из простокваши (кефира), яиц, муки, добавить соль, сахар, соду, погашенную уксусом. По консистенции оно как густая сметана. Кочан капусты разобрать на листья, выбрать самые крупные, отбить прожилки, отварить до полуготовности в слегка подсоленной воде, дать обсохнуть. Готовим прослойку: в майонез добавляем толченый чеснок, измельченную зелень петрушки и укропа. Все хорошо размешиваем. Каждый капустный лист обмакиваем в тесто и жарим с двух сторон в хорошо разогретом подсолнечном масле. На плоскую тарелку укладываем стопкой один «капустный блин» за другим, промазывая каждый прослойкой. Когда все листья-слои уложены, края подравниваем острым ножом, верх украшаем майонезом и зеленью, ставим на 1-2 часа в холодильник, чтобы пропитался.

Еще, гости дорогие, при вас перед Семеном своим хочу повиниться да ему поклониться! Было сначала, я на него накричала, а он не осердился, в работе не поленился, всех нас пирогами накормил! Прости меня, Семушка! (Кла­няется.)
Семен. Да уж и ты прости меня за все, моя женушка! (Кланяется.)
Семеновна. Вечеринка наша к концу пришла! Всем вам, друзья, за помощь тоже кланяемся! (Кланяются.)
Семен. Видно, правду говорят: в одиночку не одолеешь и кочку!
Семеновна. А артельно - и через гору впору!

Фольклорный коллектив заводит частушки, поднимается с мест и уводит за собой в ворота всех гостей. Семен с Семеновной всем машут на прощание.

Участники коллектива. Пойдемте, девушки, домой,
Пойдемте, ягодиночки.
Дадим хозяевам покой,
Пойдемте с вечериночки.

Пойдемте, девушки, домой,
Я уж насиделася.
У меня милого нет,
На ваших нагляделася.

Спать хочу, зевается,
Никто не догадается.
Догадался милый мой,
Пошел с вечерочки домой.

Вы, робята, вы, робята,
Вы, робята, чуйте-ко:
Некрасивые - домой,
Красивые - ночуйте-ко!

Девушки, гармонь-то - ваша,
Гармонист-то - дроля мой.
Забираю гармониста,
Отправляюся домой!

«Капустная вечерка»

Сценарий проведения народных посиделок.

Участники : фольклорный ансамбль «Купала» и обучающиеся школ г. Магнитогорска, учреждений начального и среднего профессионального образования .

Задачи мероприятия :

Воспитание обучающихся на принципах традиционной народной культуры как высоконравственного наследия,

Поддержка творческой активности молодежи,

Содействие развитию фольклорного движения в детской и молодежной среде.

Форма проведения : игровая

Средства : Посиделки могут проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.

На столах приготовлено все необходимое для рубки и засола капусты. По окончании «рабочей» части вечерки, столы накрываются скатертями, сервируются для чаепития.

Каждый, кто пришел на посиделки, может поучаствовать в общей работе. Гости охотно и шинкуют капусту, и беседуют о ней. А Хозяин с Хозяйкою, используя выставочный материал, аппелируя к любознательности и практическому опыту гостей, ведут беседу:

– Пожалуй, ни один овощ ни привлекал к себе столь пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста.

Философы и историки, медики и повара оставили нам многочисленные наставления и даже монографии о ее магических, целебных и кулинарных свойствах.

Еще древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавляться от бессонницы и различных внутренних заболеваний.

– Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты.

«Капустником» в старые времена на Руси называли огород, где выращивали капусту. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром его величали «первой барыней» на деревне.


Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами и бочками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой.

– Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы . Молодежь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проходили: с разговорами, шутками, прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались: которая невеста удалая.

– На капустных вечерках знакомство с хозяйским сыном могло завязаться, а там – глядишь и свадебка. Спросит подрастающий ребенок у молодой матери: «Где меня взяли?» Вспомнит она веселые заготовки, улыбнется и ответит малышу: «В капусте нашли».

Приглашение на «капустные вечерки» с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком «неуважения к хозяевам».

ХОЗЯЙКА (поет):

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить!

Слышен стук. Входят девушки .

Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!

Вот пришли вам пособить,

Да капусту порубить.

ХОЗЯИН: Для дорогих гостей и ворота настежь!

ХОЗЯЙКА: Дорогие гости, будьте как дома.

Наш уют домашний каждому виден:

В тесноте, быть может, да не в обиде!

Ведь изба любая, знаете сами,

Не красна углами, красна пирогами!

Всем, чем богаты, тем и рады.

ХОЗЯИН: Сначала – дело, потом – пироги да веселье.

Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.

Девушки начинают рубить капусту.

ХОЗЯЙКА: Вместе с рубленой капустой заквашивали цельные белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например: капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее.

ХОЗЯИН: Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.

Хлеб да капуста лихого не допустят.

Без картошки, хлеба да капусты – какая еда!

Не суйся к капусте, пока не припустят.

ХОЗЯИН: Молодцы! А загадки о капусте знаете?

Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана.

Стоит Антошка низок, на нем семьдесят семь ризок.

Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек не шиты, не кроены, а все в рубцах.

Стоит Филат, на нем сто лат.

Бел ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.

Заплата на заплате, а иглы не бывало.

ХОЗЯИН: Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете загадки о капусте.

ДЕВУШКИ: А мы знаем не только пословицы и загадки о капусте. Сейчас мы споем частушки про нее:

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,


Мы капустные частушки

Споем замечательно.

Лето целое старалась

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Все наряды отдала.

Барыня сидит на грядке,

Одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки,

Крупной соли полмешка.

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.

А кто любит очень щи – там меня всегда ищи.

Нарядилася Алена в сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо, узнаешь ее? Капуста!

Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась, надо пляской помогать.

Перепляс ( фольклорный ансамбль «Купала» и гости мероприятия).

Девушки опять приступают к работе, а Хозяйка продолжает беседу:

«Более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растет по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.

Наши же предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ ее заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам практически не изменившимся и до нашего времени.

Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.

Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название «квашеная», то есть «заправленная квасом».

ХОЗЯИН: О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают.

ОДИН ИЗ ГОСТЕЙ:

Чищу, режу я капусту,

А потом морковку тру.

Посолю ее немножко

И в бочонок уложу.

Мама палочки положит,

Папа будет прессовать,

А когда она забродит,

Станем палкой протыкать.

Пару дней она бродила –

Надо в погреб выносить,

А не то ее придется

Козам всю потом скормить.

ХОЗЯЙКА: Пока беседа велась, и работа сделалась. Спасибо за помощь, гости дорогие.

ХОЗЯИН: Недаром говорится: дело мастера боится. Полна кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.

Хоровод «Вейся, вейся, капуста моя».

Игра «Колышки».

Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается – это «колышек». Другой стоит за ним. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре.

– Кума, кума, продай колышек.

– А что стоит?

– Ну, по рукам, да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

Игра в «Капусту».

В середину хороводного круга играющие складывают свои ленты, пояса, платки. Выбранный заранее «хозяин капусты» стережет ее.

Хоровод поет :

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Огород свой горожу,

Горожу и сторожу,

Чтоб сюда не забегали

И капусту не украли

Волк и лисица, бобер

Заинька усатый, медведь

Толстопятый.

Затем хоровод рассыпается, и каждый старается ухватить свой «кочан капусты». «Хозяин» не дремлет, и тот, кого он успевает запятнать, при повторе игры вместе с ним сторожит «огород».

Играми да плясками сыт не будешь, и хозяева приглашают гостей к чаю с пирогами капустными. На прощанье все друг другу здоровья желают.

Капустник

Ведущий 1 : Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласила я вас, красны девицы, да добры молодцы, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о капустных посиделках.

Ученик

Что такое посиделки?

Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд,

Это дружба и уют,

Это песня, это смех,

Это радость для нас всех!

Ученик

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ведущий 2 . Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников назывался в народе - капустник. Он проходил осенью на день Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начинался массовый руб и засол капусты. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать. После работы парни и девушки водили хороводы, вот и мы сейчас песню споём! (Песня про хозяйку)

Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым и малым, а также тем, у кого слабое здоровье.

Ведущий 1: Гости дорогие, я хочу попросить вас о помощи. Помогите нарубить капусты на зиму. Работы много, сама не управлюсь. Поможете? Вот и хорошо... Спасибо на добром слове.

А для начала определим вес кочанов, чтобы правильно посолить капусту. Поиграем с нашими родителями в игру.

Игра «Определи на глаз вес кочана » (2-3 раза).

Педагог пускает по ряду кочан капусты, предлагая родителям определить вес, затем проверяется вес на весах. Победитель получает кочан в качестве выигрыша.

Ведущий 2 : Видов капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему? (Потому что она растёт на огороде.)

Ведущий 1 : Ой, какие молодцы! А какие сорта капусты вы знаете? (Кочанная (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби) .

Ведущий 2 : Молодцы, красны девицы и добры молодцы. Но ведь чтобы что-то приготовить из капусты, её надо было порубить.

Ведущий 1: Эй, подружки, выходите да капусту порубите.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Песня мы капусту рубим..

Ведущий 2: До того как на Руси распространился картофель капуста была вторым после хлеба продуктом питания в каждой крестьянской семье.

Ведущий 1 : Вижу я, что вы мастера петь. А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

Ученик 1.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

Ученик 2.

Стоит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

Все в рубцах. (Капуста.)

Ученик 3.

Как растрепанный баран –

Беломраморный кочан.

Листья держатся так густо

У красавицы... (капусты).

Ведущий 2. Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

Ученик 4. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

Ученик 5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Ученик 6. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Ведущий 1. Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной но и красивой.

Ученик 7

Я, друзья, кочан капусты,

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел.

Я уже вполне поспел.

Хошь - варите, хошь - солите.

Поступайте как хотите.

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь.

Ученик 8.

Молодой кочан,

Дорогой кочан,

Не тужи – тебя

Мы положим в чан,

И засолим впрок,

И наварим щей,

Подадим на стол,

Угостим друзей.

Ученица 9.

Я еще и считалочку знаю!

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три! Огонь зажжен,

Кочерыжка, выйди вон!

Песня хозяйка с базара пришла

Ведущий 2. Капусту в древности считали лекарственным средством и использовали от бессонницы, при отравлениях, головной боли, заболеваниях желудка.

Ученик 10. В Древнем Египте отварную капусту подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Ученик 11. А где у нас используют капусту? Она стала основой русских национальных блюд: квашеная кислая капуста, пироги с капустой, голубцы... А щи подавали не только в простых избах, но и в царских палатах.

Ведущий 1: Хорошо у вас получается, помощники мои. «Хорошее начало - полдела откачало». А чтобы мы быстрей справились, потешьте-ка вы нас, веселой прибауткой да небылицей!

12-13Мальчик и девочка в русских костюмах идут под музыку и встречаются в центре зала.
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала пирожки с капустой.
Уля. А где же они?
Филя. А я их под лавку положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.
(Поворачиваются спиной друг к другу и расходятся, встречаются у центральной стены.)
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала сарафан.
Уля. А где же он?
Филя. А я его в печку положил!
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы его в шкаф положила.
(Расходятся, встречаются в центре зала.)

Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала теленочка.
Уля. А где же он?
Филя. А я его в шкаф положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы его в хлев отвела, водой напоила, сена дала…
(Расходятся, встречаются у центральной стены.)
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала Надюшку.
Уля. А где же она?
Филя. А я ее в хлев отвел, водой напоил, сена дал.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.
(Расходятся, встречаются в центре зал.)
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала поросеночка.
Уля. А где же он?
Филя. А я его за стол посадил да чаем напоил.
Уля. Эх ты, Филя, Филя, простофиля!

Послушайте еще небылицы.

Мальчик 14: Дело было в ноябре, первого апреля.

Сухо было во дворе, грязи по колено.

Шел высокий господин низенького роста.

Он кудрявый, без волос, тоненький как бочка.

Мальчик 15 : Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу конь из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Мальчик 16 : Крыши испугались, сели на ворон,

Избы убежали из деревни вон!

Чепуха, чепуха, чистая чепуха!

ДЕВОЧКА: Эй девчонки – хохотушки,

Не пора-ли спеть частушки

МАЛЬЧИК: А мальчишки тоже встанут

от девчонок не отстанут!

«Капустные частушки»

Ученик

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Мы капустные частушки

Споем замечательно.

Ученица

Лето целое старалась

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Все наряды отдала.

Ученица

Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо,

Узнаешь ее? Капуста!

Ученик

Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась,

Надо пляской помогать.

Ученица

Хороша моя капуста,

Ну а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха.

Ученик

В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил,

Несознательный козел:

Съел капусту и ушел.

Ученик

За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час,

Только гусеницы все же

Победить сумели нас.

Ученица

Ходит Соня между гряд,

Выбирает все подряд:

Где капуста, где сорняк,

Не найдет она никак.

Ученица

Братец мой по кухне рыщет,

Он вилок капусты ищет.

Ну а мне-то что за дело?

Я давно его уж съела.

Ученик

Долго думали-решали:

Что же маме подарить?

И решили ей на праздник

Всю капусту засолить.

Ученица

Мы картину на капусте

Маме рисовали,

А для яркости помаду,

И румяна взяли.

Ученик

Порубили всю капусту

И полы помыли.

Удивилась наша мама:

«Дети, это вы ли?»

Вместе

Мама, милая ты наша,

Все тебя мы любим.

Огорчать и обижать

Мы тебя не будем!

Ведущий 2: Я так нарядилась, да и вы постарались. Все, у кого есть в одежде зелёный цвет, прошу выйти ко мне. Ваша задача: сделать из листьев капусты шляпку и продемонстрировать её на своём помощнике.

Ведущий 1. А кто печет нам вкусные капустные пирожки? (мамы и бабушки). Сегодня на наших капустных посиделках мы не должны о них забывать. И наши ребята приготовили небольшой сюрприз для любимых мам и бабушек. Они споют для вас песни, которые вы уже слышали, а также состоится и премьера новой песни.

Ученик

Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

Игра моя мама самая…

Песня «Я присяду у окна»

Ученик

Моя мама лучше всех,

Ей сопутствует успех.

Успевает здесь и там,

Молода не по годам.

Любит петь и веселиться,

И красива, как Жар-птица.

Умна, мила, щедра, стройна,

И в папу сильно влюблена.

Люблю мамулю крепко я,

Ведь мама-это вся семья.

Игра ситуации: Поиграем в ситуации

Очень часто дети ведут себя неожиданно в некоторых ситуациях. Сейчас мы вам предлагаем разыграть такие ситуации, выходят три пары мама и ребенок.

Вытягивают. А сейчас самое главное! Мамой будет ребенок. А дочкой или сыном мама.

1 ситуация: Мама уговаривает ребенка сесть выполнять уроки.

2 ситуация: Мама ведет ребенка к зубному врачу

3 ситуация Мама объясняет ребенку. Что нужно хорошо вести себя в школе!

Песня «Огоньки»

Ученик

Ничего милее нет

Маминой улыбки –

Словно вспыхнет солнца свет,

Мрак развеет зыбкий!

Словно хвостиком блеснет,

Золотая рыбка –

Радость сердцу принесет

Мамина улыбка!

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама – самый лучший друг,

Лучше мамы – нету!

Игра: «Давай познакомимся» 6 листочков, ручки, книги

Порой нам кажется, что мы очень хорошо знаем друг друга.

Но мы очень много и не знаем друг о друге!

Давайте познакомимся!

Сейчас я вам буду задавать по очереди простые вопросы, а вы на них коротко отвечаете на листочках.

Вопросы для мам:

    Что нужно принести на следующий урок труда?

    С кем каждый день идет ребенок домой?

    Какой стих может рассказать прямо сейчас ваш ребенок?

Вопросы для детей

    В какой школе училась мама.

    Какой предмет был у мамы самый любимый

    С чем мама любит пирожки?

Песня «Рано утром просыпаюсь я….»

Ведущий 2. Еще сказочку хотите? А настоящую сказку о капусте посмотреть? Тогда удобнее садитесь. Начинаем!

Инсценировка сказки о капусте.

Действующие лица : 17 Ведущий, 18, 19, 20,21 Зайцы, 22 Капуста, 23 Ёж,медведь 24 .

Ведущий : Как-то осенью, чуть свет пригласили на обед

Зайцы модницу Капусту . (песня про капусту)

Заяц 1: Что сидеть одной и грустной?

Суп готовится у нас,

Стол накроем мы для вас!

Ведущий: Капуста ручками всплеснула,

На приглашение улыбнулась…

Капуста: Ах, как славно! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп.

Ведущий: Капуста долго наряжалась,

В сто одёжек одевалась…

Капуста надевает кофты, куртку, всё зелёное.

К обеду лишь управилась…

Наконец отправилась!

С настроением хорошим

Шла капуста по дорожке.

Капуста: Хруп-хруп! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : А на встречу колюч Ёж. (песня ежика)

Ёж: Ты куда это идёшь?

Капуста : Здравствуй, Ёжик! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ёж: К Зайцам на обед идёшь?

Ой, а в суп не попадёшь?

Капуста: Ты колюч, а глуп, а глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : И пошла своей дорожкой,

Своей, хвастаясь одёжкой.

Медведь могучий повстречался,

Всё Капусте удивлялся (песня медведей)

Медведь: К Зайцам?! Ну, иди, иди,

Сама в суп не попади!

Капуста: Ты могуч, а глуп, а глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : Вот пришла к Зайцам Капуста

И за стол уселась с хрустом.

Капуста: Добрый день вам, хруп-хруп!

Подавайте, Зайцы, суп ! (песня зайцев)

Ведущий: Ну а Зайцы говорят…

Заяц 1: Покажите свой наряд!

Вы снимайте-ка пальто!

Не возьмёт его никто!

Заяц снимает куртку и с ней убегает.

Заяц 2: У нас тепло, мороза нет.

Вы снимайте и жилет!

Заяц 3: Нарядились-то вы как!

Вы снимайте и пиджак!

Заяц 4: Располагайтесь, отдыхайте

И халатик свой снимайте!

Ведущий: Зря Капуста наряжалась!

С кочерыжкой лишь осталась!

Капуста медленно уходит, опустив голову.

Но Капуста есть капуста!

Ей ли оставаться грустной?

Вновь Капуста к нам пришла!

Ещё что-то принесла!

Капуста выходит с подносом накрытым салфеткой.

Капуста: Капусту любят все на свете:

Зайцы, взрослые и дети!

Всем могу я пригодиться!

Этим буду я гордиться!

Витаминов во мне – море!

Гожусь и в щи, и на второе!

Но с капустой пироги…

Это что-то! Раз, два, три!

Снимает салфетку с подноса, на котором лежит капустный пирог.

Песня про капусту

Ведущий: Пирог вкусный, ароматный,

Будем пробовать, ребята?

За обе щёки уплетайте

Да капусту вспоминайте!

Ведущий 1: Как в народе говорится

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Ученик 25

Будем есть и хозяек нахваливать

Да добавки друг другу подкладывать.

(Все садятся за стол, где стоит угощение: пирожки с капустой.)

Ешьте капусту! Мой вам совет:

Ешьте! В капусте чего только нет.

В море, в ущелье, над бездною

Ешьте капусту полезную

И при любой передышке

Помните о кочерыжке.

Ученица 26

«Спасибо» скажем смело мы

Тебе, капуста белая.

Ты дождями умывалася,

В триста платьев одевалася.

Будем кушать, да хвалить,

Да «спасибо» говорить.

Ведущий 1: Ну, вот и дело сделали, и повеселились. Спасибо вам за помощь. Заходите на щи из капусты – всегда буду рада гостям. А ребята сейчас подарят своим мамам сувениры, которые они сделали своими руками.

Танасиенко Людмила Владимировна – Музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №255 г. Волгоград

Дата поступления работы на конкурс: 21.11.2016г.

«Капустные посиделки»

(осенний сценарий для детей старшей группы)

Хозяюшка : Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя «Капустница» зовёт!

Дети входят в зал под весёлую русскую народную мелодию. Встают полукругом.

Дети: 1. Мы пока в избу к вам шли

Много листиков нашли

С тополей, берёз и клёнов

Красных, жёлтых и зелёных.

2. Лес осенний нас встречает

Красным пламенем осин.

Золотом берёз и клёнов,

Ягод гроздьями рябин.

3. В тёмный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

4. Сколько алых ягод

И лесной рябинки,

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

5. И среди брусники,

На зелёной кочке,

Вылез гриб-грибочек

В красненьком платочке.

6. Но где же она, хозяйка бала?

Где королева осень?

Давайте мы её сюда

Придти сюда попросим

Её мы песней позовём

Про осень песенку споём.

Песня про осень

(Дети садятся на места заходит осень)

Осень: Я –осень золотая!

Поклон вам мой друзья.

Давно уже мечтаю

О встрече с вами я.

В корзиночке красивые

Листочки принесла.

Вы по листику возьмите с ними дружно вы спляшите.

(Звучит музыка осень и воспитатели раздают листочки)

Танец с листочками

(В конце танца дети делают листопад и садятся на места)

Хозяюшка: Вот какой красивый листопад.

Игра «Собери листочки»

( Осени предлагают остаться с ребятами)

Хозяюшка : В старинные времена был такой обычай у русских людей. Как заканчивали работы и был собран урожай, коротали осенние вечера все вместе, устраивали посиделки.

1 ребёнок: Что такое посиделки?

Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд,

Это дружба и уют,

Это песня, это смех,

Это радость для нас всех!

2 ребёнок: На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяюшка : Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью. Один из таких праздников назывался в народе - капустник. Он про­ходил осенью на день Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начинался массовый сруб и засол капусты. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. После работы парни и девушки водили хороводы, вот и мы сейчас песню споём, хоровод заведём!

Песня ««К нам гости пришли»

(Дети садятся после пения на стулья, остаётся одна девочка)

1 Девочка: К нам приехали капустные вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Выбегают ещё девочки.

Песня «Про капусту» на р.н. мелодию «Ах вы сени!»

1 Девочка: Про капусту в огороде я хочу вам рассказать,

Как известно всем в народе, ее просто собирать.

2 Девочка: Но растить её труднее, много надо поливать,

Сорняки надо смелее без пощады выдирать.

3 Девочка: Это ж наш продукт любимый! Её варят и солят.

Компонент незаменимый для девчонок и ребят.

4 Девочка: Пирожки, скажу, с капустой очень даже хороши!

Из капусты щи густые всем приятны для души.

5 Девочка: Есть в капусте витамины А, В, С и даже Е!

Они умные картины пробуждают в голове.

Хозяюшка : Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать. Сейчас мы посмотрим кто из наших красных девиц смогут сварить борщ и выбрать нужные для этого овощи.

ИГРА "СВАРИ БОРЩ»

В игре участвуют две команды. Перед каждой командой стоит стол с овощами и фруктами. На противоположной стороне стоит стол и кастрюля. Задача игроков по команде, ведущей под музыку, по очереди правильно положить все компоненты для борща в кастрюлю.

3 Ребёнок: Кто сказал – частушки вроде в наши дни уже не в моде?

Да и разве дело в моде, если любят их в народе! А теперь капустные частушки!

Частушки про капусту исполняют мальчики.

  1. 1. Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,

Мы капустные частушки споём замечательно.

Припев:

  1. 2. Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:

Где капуста, где сорняк – не поймёт она никак.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 3. Лето целое старалась, одевалась, одевалась,

А как осень подошла, все наряды отдала.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 4. Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 5. В огород козла пустил, чтоб капусту сторожил.

Несознательный козёл съел капусту и ушёл.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 6. За капусту мы боролись каждый день и каждый час.

Только гусеницы всё же победить сумели нас.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 7. Положу - ка я в кадушку всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки, чтоб хрустела веселей.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 8. Барыня сидит на грядке, одета в шумные шелка,

Для нее готовим кадки, крупной соли полмешка.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

Хозяюшка : Солили капусту на Руси и с морковкой, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной, и красивой получалась, приятно на стол подать! Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про неё поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят».

Покажем нашим гостям как мы научились солить капусту!

Вы нам тоже помогайте и за нами повторяйте!

Свободная пляска «Капустка»

Текст:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Хозяюшка: Задерживается капуста. Праздник начался, а её всё нет. Давайте мы её пригласим аплодисментами.

(дети хлопают, выходит капуста)

Хозяюшка: А вот и сама Капуста-кума!

Что ж кума, ты опоздала?

Капуста: Я наряды примеряла!

Ведь у меня сто одёжек и все без застёжек.

Не могу я удержаться, люблю я наряжаться!

Не зря я огородница, зовусь большою модницей!

(хвастается нарядом)

Хозяюшка: Ох, и горазда ты собой любоваться! Мы бы тоже не прочь поплясать, покрасоваться.

Пляска «Парная»

Капуста: Всё равно я всех милее, и круглее и белее!

Хозяюшка: Тебе, кума почёт и честь, но и других немало есть, овощей разных- зелёных, жёлтых, красных.

Сценка «Спор овощей»

Овощи: Кто из нас, из овощей, и нужнее, и вкусней?

Морковка: Я-красавица морковка.

Вы меня грызите ловко.

Картофель: Я-рассыпчатый картофель.

Вы меня узнали в профиль.

Помидор: А я –сочный помидор- вкусненький и красный.

Я с утра надел костюм на себя атласный.

Лук: Говорят, я горький, говорят, я сладкий.

Стрелочкой зелёной я расту на грядке.

Я полезный саамы в том даю я слово.

Лук зелёный ешьте, будите здоровы!

Свекла: Я круглая, я крепкая,

Тёмно – красные бока,

Свёкла молодая, сладкая такая!

Я гожусь на обед и в борщи и винегрет!

Хозяюшка: Полно, овощи, шуметь,

Не пора ли песню спеть!

Хоровод «Вейся, вейся капустка»

(после того как капуста завьётся, выходит козёл)

Козёл: Вот так капуста, вот так кочан! Стоит, наливается, меня дожидается.

Сейчас я тебя съем!

(Дети разбегаются на свои места, козёл их догоняет)

Хозяюшка: Скорее, стройте плетень, чтобы не пустить Козла в огород.

Игра «Плетень»

Козёл: Вы капусту от меня спасаете, а её уже давно едят.

Хозяюшка: Кто?

Козёл: Гусеница!

Хозяюшка: Ой, и правда, гусеница первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

Козёл : Да где уж вам без меня. Так и быть помогу.

Игра «Гусеница»

(Дети встают друг за другом паровозиком, первым встаёт козёл, который должен поймать хвост гусеницы)

Хозяюшка: Какой ты молодец, поймал всё –таки гусеницу, оставайся с нами.

(Капуста выходит с подносом накрытым салфеткой)

Капуста : Капусту любят все на свете: зайцы, взрослые и дети!

Всем могу я пригодиться!

Этим буду я гордиться!

Витаминов во мне-море!

Гожусь и в щи, и на второе!

(Снимает салфетку, на котором лежит капуста с сюрпризом)

Хозяюшка : За обе щёки уплетайте

Да капусту вспоминайте!